Вопросы абитуриентов о кафедре КиТЭС

В.: На сайте университета в описании специальностей, связанных с кораблестроением, указано несколько выпускающих кафедр, в том числе ваша. Как это понимать?

О.: Во многих вузах, где дают кораблестроительное образование, соответствующими вопросами занимается одна кафедра, что соответствует принципу «одна кафедра – конкретная специальность». На факультете кораблестроения и океанотехники нашего вуза за подготовку будущих кораблестроителей отвечает сразу несколько кафедр. На старших курсах при изучении специальных предметов студенты сами выбирают себе кафедру, которая ближе к их интересам: кафедра проектирования судов; кафедра конструкции и технической эксплуатации судов; кафедра технологии судостроения. Это три основные выпускающие кафедры по специальности «Кораблестроение». При этом выпускников бакалавриата и специалитета мы не делим на соответствующие группы – они учатся вместе. В магистратуре у нашей кафедры уже есть своя профильная группа.

В.: Где и кем может работать выпускник вашей кафедры? Чем он может заниматься?

О.: Наши выпускники – это прежде всего инженеры-конструкторы различных судостроительных предприятий: конструкторских бюро, инженерных центров заводов, проектных и научно-исследовательских институтов. Работать они могут по корпусной специализации, специализации по судовым устройствам и системам, в секторах/отделах/группах по прочности судовых конструкций. В то же время многие выпускники работают мастерами и строителями судостроительных и судоремонтных верфей и заводов. Есть немало примеров наших выпускников, работающих в Российском морском регистре судоходства (в инспекциях, представительствах и Главном управлении) и других классификационных обществах. Со многими работодателями Санкт-Петербурга мы имеем очень добрые отношения, регулярно помогаем устроиться на практику и на работу тем выпускникам, за которых можем поручиться.

В.: Трудно ли у вас учиться?

О.: Как и любая деятельность, связанная с получением знаний, обучение требует должного ответственного подхода к этому процессу. В ходе обучения студент овладевает такими непростыми и необходимыми дисциплинами, как сопротивление материалов, строительная механика корабля, теория корабля, конструкция/проектирование конструкций корпуса судна. При ответственном подходе к освоению материала у студентов, как правило, не возникает проблем со сдачей дисциплин.

В.: Есть ли среди выпускников вашей кафедры последних лет известные люди?

О.: Известных футболистов или актёров (определённая доля наших выпускников всё же выбирает работу не по специальности), мы назвать не можем. Но есть заметные люди по меркам нашей отрасли. Если говорить про советские годы, то перечислять всех выпускников, ставших ведущими, главными и даже генеральными конструкторами, начальниками отделов, отделений и т.д. довольно сложно – их за 60 лет работы кафедры было очень много. Приведем примеры за последнюю четверть века. Можно назвать начальников отделов Главного управления Российского морского регистра судоходства М.С. Бойко и Е.В. Баскакову, регионального менеджера финской компании Acer Arctic А. Дудаля, начальников секторов и отделов, главных конструкторов нескольких конструкторских бюро (Д.Б. Киселёв, Н.Ю. Демидов, Н.А. Никитин, А.В. Ридигер), зам. генерального директора ПИУЦ «Сапфир» Л.А. Князева, заведующего отделом АО «ЦНИИМФ»  А.А. Петрова и многих других.

В.: Востребовано ли образование, полученное на вашей кафедре за границей? Есть ли примеры людей, которые там работают по специальности?

О.: Если мы ответим, что любого выпускника Корабелки, и, в частности, нашей кафедры, с руками оторвут, лишь бы взять на работу в иностранную компанию, то это будет лукавством. Очень многое зависит от личного усердия человека, его желания учиться своей специальности и иностранному языку. На занятиях мы стараемся дублировать основные термины по конструкции корпуса судов и другим дисциплинам на английском языке – зачастую это нужно, чтобы работать с современными нормативно-техническими документами. Мы регулярно читаем ведущие иностранные журналы по судостроительной тематике (например, «Marine Structures», «Ships and Offshore Structures» и др.), актуализируем свои знания и предлагаем делать это нашим студентам. Практически не один год не обходится без участия сотрудников кафедры в зарубежных англоязычных конференциях. Есть примеры наших выпускников, работающих за рубежом. Это региональный менеджер финской компании Acer Arctic А. Дудаль (ранее работавший в Bureau Veritas, Париж), К. Хокконен, работающая в представительстве Bureau Veritas в Нидерландах, Д. Алексашин, который трудится инженером-конструктором в компании GICON, г. Росток (Германия). Кроме того, иностранные студенты, которых мы выпускаем, тоже устраиваются работать в иностранные компании. Можно назвать наших выпускников из Малайзии, которые работают в известной международной компании Royal IHC, а также S.Froidenberg, руководителя проектного отдела в немецком морском бюро SDC, Гамбург.

В.: Я хотел бы в будущем строить или проектировать подводные лодки, этому учат у вас?

О.: На кафедре работают два преподавателя-совместителя, доценты С.С. Новиков и  К.Г. Жестков, оба известные специалисты в отечественном подводном кораблестроении. Они отвечают на кафедре за направления, связанные с проектированием конструкций корпуса подводных лодок и аппаратов. Изучаются такие дисциплины при обучении в специалитете (программы «Кораблестроение» и «Подводное кораблестроение»). На других кафедрах, например, кафедре технологии судостроения, кафедре проектирования судов и кафедре теории корабля, специальные дисциплины по подводной технике тоже есть.

В.: Как часто студенты, которые учатся у вас, видят реальные корпусные конструкции на «живых» примерах?

О.: Кроме практик, которые организует университет, мы иногда организуем посещения заводов, например, Канонерского судоремонтного завода, за последние годы дважды возили студентов на Выборгский судостроительный завод. Там в сборочно-сварочном и корпусообрабатывающих цехах можно на примере изготовленных секций реальных судов показать, как выглядят конструкции корпуса судна. Кроме того, небольшие металлические макеты корпусных конструкций есть у нас в учебной аудитории. Мы понимаем, что наглядность очень важна при изучении наших дисциплин, и стремимся показывать на занятиях как можно больше фотографий и видеороликов, совместно со студентами готовим трёхмерные модели конструкций, делаем учебные ролики, планируем делать новые масштабные макеты, напечатанные на 3D-принтере.

В.: На сайте написано, что на кафедре выполняются научные работы. Вы привлекаете студентов к таким работам?

О.: Да, по возможности стараемся привлекать, но только лучших студентов на старших курсах и в магистратуре. Иногда тема работы в итоге становится их темой выпускной работы (диплома). По результатам работы многие студенты вместе со своими руководителями выпускают научные статьи в соответствующие журналы, у них имеется возможность для получения повышенной и других именных стипендий.

В.: Я раздумываю о том, на какую форму обучения поступать, бакалавриат или специалитет. Вы можете дать какой-то совет?

О.: С точки зрения дисциплин, изучаемых на нашей кафедре, разница небольшая. Количество часов на изучения конструкции корпуса судов, например, будет в специалитете немного выше, кроме того, будут немного другие дисциплины по выбору. В целом, за 4 года студент бакалавриата, который хорошо учится, осваивает все необходимые для работы дисциплины и вполне может трудиться в конструкторском бюро или на заводе. Безусловно, ему на производстве нужно будет первое время учиться, но это предстоит и окончившим специалитет. Поэтому де-факто учебный план бакалавриата по нашей кафедре вполне хороший. Есть другая сторона этого вопроса – недоверие российских работодателей к бакалаврам, за которым стоит непонимание того, что это такое. Во многих организациях их заставляют получить квалификацию магистра, чтобы стать «полноценным» инженером, за счёт чего общий срок обучения растягивается до 6 лет. В этом смысле квалификация специалиста (срок обучения 5 лет), конечно, более интересна. Кроме того, в специалитете теперь есть специализация по подводным лодкам и аппаратам (программа 26.05.01.02 «Подводное кораблестроение»).

Теги:

Оставить комментарий