Кафедра конструкции и технической эксплуатации судов получила своё наименование после того, как в 2012 г. в состав кафедры конструкции судов вошла кафедра технической эксплуатации и реновации морской техники.

Основные события из истории кафедры

(Более подробную информацию можно прочитать на странице «История. Выдающиеся сотрудники»).

1932 г. – из кафедры корабельной архитектуры ЛКИ выделяется кафедра конструкции судов, на которую передаются направления по конструкции корпуса судов, судовым устройствам и судовым системам. Первым заведующим становится Николай Иванович Казанский (1886-1956), строитель подводных лодок, сотрудник Союзверфи.

1936 г. – заведующим кафедрой становится Николай Евграфович Путов (1980-1890), выдающийся ученый-кораблестроитель, создавший основы научной дисциплины «Проектирование стальных сварных корпусных конструкций морских судов», наполнивший ее научными обобщениями, раскрывающими диалектику развития судовых конструкций и обосновывающими рациональные методы их проектирования. Профессор (1938 г.), доктор технических наук (1949 г.), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1966 г.). Заведовал кафедрой 35 лет.

1937 г. – издан учебник Н.Е. Путова «Конструкция корпуса судов». В книге была обобщена мировая практика конструирования корпусов стальных морских судов.

1942-1945 гг. – эвакуация ЛКИ в Горький.

1956 г. – вступают в силу Правила Регистра СССР 1956 года, первая редакция, в корпусной части основанная на советских исследованиях в этой области. Сотрудники ЛКИ приняли участие в разработке требований. Требования к общей продольной прочности корпуса основываются на докторском исследовании Н.Е. Путова.

1966 г. – в составе кафедры создаётся лаборатория Судовых систем. Научным руководителем лаборатории становится к.т.н., доцент Май Георгиевич Гуськов (1925-2000). Лаборатория обладала уникальным для своего времени гидравлическим стендом, средствами визуализации течений в трубопроводах. Выполнялись НИОКР для различных предприятий промышленности. Исследовались новые виды и типоразмеры судовой арматуры, оценивалось влияние различных факторов на местные сопротивления, разрабатывались методики проектирования. Лаборатория осуществляла научно-исследовательскую и учебную работу до начала 2000-х гг.

1970 г. – на кафедре создаётся Лаборатория спасательного оборудования судов (SOS), заведующим лаборатории стал Владимир Даниилович Чеховской. Инициатором создания и научным руководителем в период 1970-1975 гг. стал д.т.н., профессор Михаил Николаевич Александров. После 1975 г. научным руководителем лаборатории стал Александр Сергеевич Симоненко (1940-2017). В лаборатории проводились исследования, связанные с моделированием судовых спасательных операций, процесса спуска коллективных спасательных средств на воду. Исследовалось поведение аварийных судов, обобщались статистические данные, связанные с безопасностью человеческой жизни на море.

Начало 1970-х гг. – под руководством Эдуарда Николаевича Гарина (1932-2011) на кафедре стартовали работы по проблемам автоматизированного проектирования судовых корпусных конструкций.

1972 г. – на кафедре начаты работы по новому направлению – проектированию конструкций судов ледового плавания и ледоколов. Под руководством сотрудника ААНИИ д.т.н. Д.Е. Хейсина в работу вовлекаются аспиранты кафедры В.А. Курдюмов и, несколько позднее, В.Н. Тряскин.

1972 г. - заведующим кафедрой становится к.т.н., доцент Леонид Иванович Рябов (1980-1985), специалист в области проектирования конструкций корпуса судов, ученик Н.Е. Путова.

1975 г. – д.т.н., профессор М.Н. Александров, руководитель направления «Судовые устройства» становится ректором Николаевского кораблестроительного института. Руководителем направления становится к.т.н., доцент А.С. Симоненко.

1975 г. – создается лаборатория «Надёжность судовых систем» (науч. рук. М.Г. Гуськов).

1976 г. – выходит в свет статья «Гидродинамическая модель удара твердого тела о лед» (Курдюмов В.А., Хейсин Д.Е. Прикладная механика. 1976. Т. XII. № 10. С. 103-109)». Данная работа позволила описать разрушение льда в зоне контакта с корпусом судна как вытеснение мелкодисперсного промежуточного слоя, что дало возможность построить удобную для использования математическую модель физического взаимодействия корпуса судна со льдом. Данная публикация сих пор является одной из самых цитируемых по данной тематике как в нашей стране, так и за рубежом.

1976-1977 г. – издается книга Н.Е. Путова «Проектирование конструкций корпуса морских судов» (в 2 томах), практически полностью посвященная проблеме определения внешних сил, действующих на корпус судна.

конец 70-х гг. – на кафедре формируется группа по направлению «Технологичность судовых конструкций», возглавляемая Алексеем Леонидовичем Васильевым (1922-2016). В разные годы в неё входили М.К. Глозман, О.М. Березанский, В.Г. Фурман, А.Н. Родионов, А.В. Кульцеп, Н.П. Любушин, А.А. Мирин.

1981 г. – вступили в силу новые Правила Регистра СССР, содержащий требования к конструкциям судов ледового плавания и ледоколов, разработанные в рамках НИР, выполнявшейся на кафедре. Впервые регламентировалась как величина ледовой нагрузки, так и высота зоны контакта для всех ледовых категорий.

1985 г. – заведующим кафедрой становится д.т.н., профессор, ректор ЛКИ Дмитрий Михайлович Ростовцев (1929-1999).

1992 г. – на кафедре начинают разрабатываться дисциплины, связанные с конструкцией, устройствами и системами шельфовых сооружений. В 1994 г. издан учебник «Устройства плавучих буровых установок» (автор – А.С. Симоненко), в 2003 – учебник «Морские инженерные сооружения. Ч.1: Морские буровые установки» (соавторы В.Г. Макаров, О.Я. Тимофеев и др.).

1995 г. – заведующим кафедрой становится д.т.н., профессор Владимир Георгиевич Макаров (род. 1946), специалист по проектированию судовых и корабельных систем, д.т.н. (1994), профессор.

2001 г. – заведующим кафедрой становится Владимир Николаевич Тряскин (род.1949), специалист по проектированию судовых корпусных конструкций, д.т.н. (2007), профессор.

2005 г. – на кафедре начинаются работы по разработке алгоритмов проектирования конструкций крупнотоннажных танкеров и балкеров по требованиям Общих Правил МАКО.

2007 г. – на кафедре торжественно открывается Germanischer Lloyd Auditorium (ауд. 220) – специализированная аудитория, оснащенная компьютерами и учебными плакатами. Ремонт и оснащение аудитории были оплачены немецким классификационным обществом Germanischer Lloyd в рамках поддержки университетов-партнеров. В аудитории размещается лаборатория кафедры, проводятся заседания, защиты выпускных работ.

2012 г. – к кафедре конструкции судов присоединяется кафедра технической эксплуатации и реновации морской техники. Кафедра получает нынешнее своё наименование.

Сотрудники кафедры в 2015 году. Нижний ряд, слева направо: И.В. Дехтярь, Г.В. Бавыкин, В.Н. Тряскин, Л.П. Неверовская, Е. Сальникова. Верхний ряд: К.Г. Жестков, Ю.А. Смирнов, В.В. Якимов, С.С. Новиков, Д.Б. Киселёв, К.В. Плотников

Сотрудники кафедры в 2015 году. Нижний ряд, слева направо: И.В. Дехтярь, Г.В. Бавыкин, В.Н. Тряскин, Л.П. Неверовская, Е. Сальникова. Верхний ряд: К.Г. Жестков, Ю.А. Смирнов, В.В. Якимов, С.С. Новиков, Д.Б. Киселёв, К.В. Плотников