Кафедра конструкции и технической эксплуатации судов получила своё наименование после того, как в 2012 г. в состав кафедры конструкции судов вошла кафедра технической эксплуатации и реновации морской техники.

Кафедра конструкции судов выделилась из состава кафедры корабельной архитектуры Ленинградского кораблестроительного института (ЛКИ) в 1932 г. по инициативе академика АН СССР В.Л. Поздюнина, который возглавил кафедру корабельной архитектуры в 1928 г. после смерти основателя Кораблестроительного факультета и кафедры профессора К.П. Боклевского. Ранее, в 1923г., он сменил профессора К.П. Боклевского на посту декана Кораблестроительного факультета Политехнического института. Кафедре конструкции судов были переданы дисциплины по конструкции корпуса судов, судовым системам и судовым устройствам.

Николай Иванович Казанский
Н. И. Казанский

С момента образования кафедры конструкции судов и по 1936 г. ее первым заведующим был профессор Николай Иванович Казанский (1886-1956) – специалист в области корабельной архитектуры. Он был первым деканом кораблестроительного факультета ЛКИ, заместителем директора института. До ЛКИ Н.И.Казанский был строителем подводных лодок, служил в Красной Армии, а с 1925 до 1930 г. работал в Союзверфи. В 1938 г. Н.И.Казанский как сын священника и царский офицер был вынужден уволиться из ЛКИ «по собственному желанию».

Николай Евграфович Путов
   Н. Е. Путов

Далее, около 35 лет (1936-1972), кафедрой заведовал профессор (с 1939), заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Николай Евграфович Путов (1890-1980). Одновременно, в течение 13 лет, он был и деканом кораблестроительного факультета.

С первых дней организации ЛКИ и до конца своей жизни в течение 50 лет Н.Е. Путов читал курс «Конструкция корпуса судов» для студентов кораблестроительного факультета. Он автор более 100 научных работ, в том числе учебников, учебных пособий и монографий.

Н.Е. Путов – выдающийся ученый-кораблестроитель, создавший основы научной дисциплины – «Проектирование стальных сварных корпусных конструкций морских судов», наполнивший ее научными обобщениями, раскрывающими диалектику развития судовых конструкций и обосновывающими рациональные методы их проектирования. Его учебник «Конструкция корпуса судов», изданный в 1937г., до сих пор представляет определенный практический интерес. Научные работы Н.Е. Путова в области конструкции корпуса морских судов, выполненные в рамках докторской диссертации, послужили базой для создания требований к корпусным конструкциям Правил Регистра СССР 1956 г.

С первых дней организации кафедры на ней стали преподавать специалисты из промышленности Л.С. Окорский и А.А. Правдин и аспиранты А.И. Павлов и С.В. Рейнер, перешедшие с кафедры корабельной архитектуры. Для чтения курса «Судовые устройства» были приглашены из промышленности ведущие специалисты в этой области сначала О.Ф. Якоб, а затем Б.В. Ящуржинский. Курс «Судовые системы» длительное время читал Б.Я. Гнесин.

Леонид Станиславович Окорский
Л. С. Окорский

Леонид Станиславович Окорский (1894-1952) – специалист в области проектирования судовых систем (c 1949 г.– доктор технических наук, профессор). После окончания Петроградского политехнического института (1923) работал на Северной судостроительной верфи, с 1929г. был заведующим производством, заместителем технического директора, а в 1932-1933гг. - техническим директором этой же верфи. В 1933 г. Л.С. Окорский становится управляющим и главным инженером «Судопроекта» и с 1936 г.– директором Северной судостроительной верфи. Еще в 1924 г. он начал читать по совместительству лекции, перейдя на постоянную преподавательскую работу в ЛКИ лишь в 1939 г. В последующем Л.С.Окорский был деканом кораблестроительного факультета, а в годы войны – исполняющим обязанности директора ЛКИ в г.Горький.

Александр Андреевич Правдин (1903 - ?) – специалист в области проектирования конструкции корпуса транспортных судов и подводных лодок – работал на кафедре Конструкции судов с первых дней ее организации и по 1957г. А.А. Правдин был великолепным организатором: во время командировки в КНР в течение двух лет (1953-1954) активно участвовал в организации Шанхайского (ныне Восточно-Китайского) кораблестроительного института. Впоследствии был директором издательства «Судостроение» и преподавал в Калиниградском техническом институте рыбной промышленности и хозяйства.

Александр Иванович Павлов (1914 - ?) – специалист в области маломерного судостроения, конструкции корпуса деревянных судов и судовых конструкций из алюминиевых сплавов, автор ряда статей и пяти монографий по этим проблемам. В 50-е годы А.И.Павлов был организатором дальнего похода на байдарках из Ленинграда в Киев. Последние годы преподавательской работы А.И.Павлова были связаны с Ленинградским институтом водного транспорта.

Орест Федорович Якоб (1894-1975) – известный судостроитель – в предвоенные годы руководил разработкой проектов модернизации эсминцев «Карл Маркс», «Сталин», «Яков Свердлов», «Воейков», проектировал новые корабли типа «Сторожевой», а во время войны разрабатывал проекты восстановления и довооружения кораблей Балтийского флота. После войны О.Ф. Якоб возглавлял проектирование эсминцев, был удостоен Сталинской премии (1951) и звания Героя Социалистического Труда.

Борис Викторович Ящуржинский
   Б. В. Ящуржинский

Борис Викторович Ящуржинский (1890-1961) – крупный специалист в области проектирования судовых устройств – работал в различных судостроительных организациях, активно участвовал в создании первых советских гражданских судов и военных кораблей, внес большой вклад во внедрение сварки при изготовлении судовых устройств. Б.В. Ящуржинский окончил кораблестроительное отделение Петроградского политехнического института в 1921 г., под руководством К.П. Боклевского занимался организацией на кораблестроительном факультете ЛКИ авиастроительной специализации, его дипломный проект был посвящен проблемам морской авиации. Свою преподавательскую деятельность одновременно с работой в промышленности Б.В. Ящуржинский начал с 1921 г., он вел занятия в различных высших учебных заведениях, с 1934 г. – в ЛКИ.

С 1945 г. Б.В. Ящуржинский полностью перешел работать на кафедру конструкции судов ЛКИ в качестве доцента (1938) и проработал на ней до конца своих дней, оставив после себя много печатных работ, в том числе ряд монографий.

Борис Яковлевич Гнесин (1903-1974) работал в ЛКИ по совместительству еще с 1931 г. После окончания в 1927 г. Ленинградского политехнического института Б.Я. Гнесин работал на Балтийском заводе. В 1947-1967 гг. Б.Я. Гнесин был начальником ЦКБ, главным инженером, заместителем главного конструктора первого атомного ледокола «Ленин». В 1967 г. он перешел на постоянную работу на кафедру конструкции судов ЛКИ. За свою успешную деятельность в судостроении Б.Я. Гнесин был удостоен Ленинской и Государственной премий.

Леонид Иванович Рябов
Л. И. Рябов

С начала 1950-х годов штат преподавателей стал пополняться за счет прихода молодых сотрудников, прошедших аспирантуру при кафедре. Ученик Н.Е. Путова профессор Леонид Иванович Рябов (1920-1985) – специалист в области проектирования конструкции корпуса судов, участник Великой Отечественной войны, заведующий кафедрой с 1972 по 1983 г. Л.И. Рябов поступил в ЛКИ в 1938 г., окончил аспирантуру, был избран доцентом (1955), а затем профессором (1977).

Л.И. Рябов опубликовал ряд статей, монографию и десять учебных пособий. В них нашли свое отражение основные проблемы проектирования днищевых и бортовых перекрытий сухогрузных и наливных судов, конструкций штевней и выходов гребных валов.

В 1970-х годах Л.И.Рябов участвовал в исследованиях, разработке и корректировке требований Правил Регистра СССР к конструкции корпуса ледоколов и судов ледового плавания (Правила 1981г.). Наибольшее внимание Леонид Иванович уделял исследованиям работы кничных соединений.

Александр Васильевич Александров
   А.В. Александров

Доктор технических наук, профессор Александр Васильевич Александров (1917-1968) – специалист в области проектирования судовых систем – поступил в ЛКИ в 1937 г., окончил аспирантуру, с 1947 г. начал свою преподавательскую деятельность.

А.В. Александрова отличали большая творческая активность, он сумел наладить тесные связи с промышленностью, в 1956 г. организовал специализацию «Судовые системы» и был первым ее заведующим. Автор многих научных работ и двух учебников, известных не только в стране, но и за рубежом.

После окончания института и нескольких лет работы в промышленности на кафедру пришел (1957) Михаил Николаевич Александров (1932-1993), в последующем доктор технических наук, профессор, академик АН Украины, член Американского общества морских архитекторов и машиностроителей, крупный специалист в области проектирования судовых устройств, обеспечения безопасности мореплавания и спасения человеческой жизни на море.

Михаил Николаевич Александров
М. Н. Александров

В 1964-1965 М.Н. Александров стажировался в Англии, а в 1969-1970 гг. – в США. В 1974 г. на кафедре конструкции судов им была организована отраслевая лаборатория спасательного оборудования судов (SOS), научным руководителем которой он же и стал. Результаты работы лаборатории нашли свое отражение в монографии М.Н.Александрова «Безопасность человека на море» (1983), кроме того, им были изданы многочисленные научные статьи, два учебника, справочник и целый ряд учебных пособий.

С 1975 г. и до конца жизни М.Н.Александров являлся ректором Николаевского кораблестроительного института им. адмирала С.О. Макарова.

Николай Львович Сиверс
   Н. Л. Сиверс

Доктор технических наук (1971), профессор Николай Львович Сиверс (1914-1998) – известный специалист в области прочности, вибрации и конструкции корпуса морских транспортных судов, подводных лодок и аппаратов. После окончания Горьковского политехнического института, получив диплом инженера-кораблестроителя с отличием, Н.Л. Сиверс работал в различных организациях судостроительной промышленности в г. Горький и в г. Ленинград.

Преподавательскую деятельность Н.Л. Сиверс в ЛКИ начал на кафедре строительной механики корабля в 1940 г., был избран доцентом, а в 1973 г.– профессором. В 1955 г. он был командирован в КНДР для участия в создании судостроительного отделения в Пхеньянском политехническом институте и чтения лекций по курсу «Конструкция судов».

В 1973 г. профессор Н.Л. Сиверс перешел работать на кафедру конструкции судов, где в течение 25 лет читал лекции по дисциплинам «Строительная механика корабля», «Прочность и вибрация корабля», «Конструкция корпуса подводных лодок и аппаратов».

Основные научные исследования Николая Львовича были связаны с разработкой важнейших нормативных и руководящих технических материалов (Правил Регистра СССР, изд. 1956, 1968, 1970, 1974 и 1977 г.г., Положений по конструированию корпусов надводных кораблей, РТМ и ОСТов).

Н.Л. Сиверс автор около ста научных статей, 14 учебников, справочника и монографии «Расчет и конструирование судовых надстроек».

Дмитрий Михайлович Ростовцев
Д. М. Ростовцев

Доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор Дмитрий Михайлович Ростовцев (1929-1999) работал на кафедре с 1985 г. до августа 1995 г., был заведующим кафедрой, а с 1976 г. по 1999 г. являлся ректором ЛКИ-СПбГМТУ. Д.М. Ростовцев, будучи крупным специалистом в области строительной механики корабля, решил ряд проблем динамического взаимодействия конструкций судна с забортной водой при вибрации и ударах.

Он – автор 9 монографий и более 100 публикаций в отечественных и зарубежных изданиях. На кафедре читал дисциплины, связанные с воздействием внешних сил на корпус судна. В течение двух лет (1969-1971) читал лекции в качестве профессора федерального университета г. Рио-де-Жанейро (Бразилия), где был награжден Золотой медалью научно-технического общества судостроительной Бразилии.

Д.М. Ростовцев был почетным доктором Политехнического университета г. Гданьск, почетным членом Советов университета в г. Вулверхемптон и института Морских инженеров (Великобритания), действительным членом Международной академии наук высшей школы, Академии транспорта РФ, Инженерной академии РФ и Академии истории, науки и техники Санкт-Петербурга.

В качестве ректора СПбГМТУ Д.М. Ростовцев внес значительный вклад в организацию расширения и строительства научной базы ЛКИ в г. Приморск, в обеспечение строительства учебно-научного корпуса, в оснащение университета современным лабораторным и учебным оборудованием, в привлечение для преподавания крупных ученых-математиков и физиков, ввел обучение по гуманитарным специальностям.

А.Л. Васильев
   А. Л. Васильев

Профессор, заслуженный деятель науки РФ, участник Великой Отечественной войны Алексей Леонидович Васильев (1922-2016) – специалист в области проектирования конструкции корпуса и модульной постройки судов, создатель новой дисциплины «Методология инженерной деятельности», заведующий кафедрой «Кораблестроение» Высшего машинно-электротехнического института (г. Варна, 1969-1970), организатор и руководитель нескольких Всесоюзных и Международных (в Польше и Болгарии) школ и семинаров молодых ученых и специалистов по проблемам модульного формирования технических систем (1987-1989). А.Л. Васильев читал лекции в Гданьском политехническом университете (1988 и 1989), Ростокском университете (1983 и 1988), Восточно-Китайском кораблестроительном институте (1997). Широта кругозора и глубокие знания позволили А.Л .Васильеву организовывать и проводить научные исследования по различным направлениям, основными из которых являются исследования прочности и технологичности узлов и перекрытий судовых корпусов, разработка нормативных материалов, в том числе требований первых Правил Регистра СССР (1956 г.) к сварным корпусным конструкциям; развитие теории проектирования конструкций как управляемого процесса; разработка концептуальных и программных положений отраслевых стандартов на базе модульных принципов проектирования и постройки судов транспортного флота; разработка методик и технических средств для подъема или захоронения затонувших объектов, в том числе АПЛ «Комсомолец», мероприятий по обеспечению экологической чистоты Балтийского бассейна.

Михаил Константинович ГлозманСвою преподавательскую деятельность профессор, заслуженный конструктор РФ, академик Академии истории науки и техники Санкт-Петербурга, участник Великой Отечественной войны Михаил Константинович Глозман (1922-2001) успешно совмещал с ответственной работой на судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи», где занимал должность заместителя главного конструктора.

М.К. Глозман читал лекции по дисциплинам, связанным с проектированием конструкций корпуса транспортных судов, подводных лодок и аппаратов. Научные интересы М.К. Глозмана включали в себя проблемы совершенствования проектирования конструкции корпуса, технологии их постройки, спуска судов. Он являлся одним из создателей нового направления в проектировании корпусов судов – технологичности конструкций, принимал участие в проектировании и создании атомного ледокола «Ленин», в постройке 38 атомных подводных лодок.

Профессор Май Георгиевич Гуськов (1925-2000), участник Великой Отечественной войны – специалист в области проектирования судовых систем, активный участник создания специализации «Судовые системы» и ее заведующий в течение более 35 лет, научный руководитель учебно-научных лабораторий «Судовые системы» (с 1964) и «Надежность судовых систем» (с 1975), основатель научной школы по подготовке специалистов высшей квалификации по проектированию судовых систем.

М.Г. Гуськов прошел стажировку в Техническом университете г. Тронхейм (Норвегия, 1963), читал лекции в Высшем машинно-электротехническом институте (г. Варна, 1973). Им разрабатывались такие научные проблемы, как исследование характеристик надежности трубопроводных элементов судовых систем, определение сил, действующих в паропроводах судовых систем при неустановившихся режимах движения рабочей среды, и рациональное проектирование судовых систем транспортных судов и кораблей. Он – автор более ста статей, монографий, справочника, учебных пособий и методических указаний.

В лаборатории судовых систем, 70-е гг. Слева направо: М.Г. Гуськов, В.В. Крайнов, Л.С. Ситченко

В лаборатории судовых систем, 70-е гг. Слева направо: М.Г. Гуськов, В.В. Крайнов, Л.С. Ситченко

Валентин Николаевич ЛазаревДоцент Валентин Николаевич Лазарев (1923-2003), участник Великой Отечественной войны – специалист в области проектирования конструкции корпуса судов, автор более 60 научных работ, 10 учебных пособий и учебника.

В.Н. Лазарев обладал высокой эрудицией и поистине энциклопедическими знаниями нормативных требований отечественных и зарубежных классификационных обществ, пользовался заслуженным авторитетом у профессорско-преподавательского состава университета и студентов.

Паулюс Ионо Плесевичюс (1932-2005) преподавал на кафедре по совместительству с 1968 по 1997 гг., вел курс «Судовые системы», руководил дипломным проектированием. При создании лаборатории «Судовые системы» в 1963-1964 гг. П.И. Плесевичюс внес большой вклад в ее оборудование и материально-техническое обеспечение.

Более 35 лет П.И. Плесевичюс работал проректором по капитальному строительству и развитию материально-технической базы ЛКИ-СПбГМТУ. Талантливый организатор, П.И. Плесевичюс, благодаря своей инициативности и упорству, смог обеспечить строительство учебно-научного комплекса на Ленинском проспекте. Значительной заслугой П.И. Плесевичюса является строительство и расширение научной базы СПбГМТУ в Приморске.

Доцент Эдуард Николаевич Гарин (1932-2011) – специалист в области проектирования конструкции корпуса и систем автоматизированного проектирования, автор учебных пособий по проектированию корпусных конструкций судов с динамическими принципами поддержания и создатель уникальной дисциплины «Конструкция корпуса судов с динамическими принципами поддержания». Научная деятельность Э.Н. Гарина также была связана с проектированием конструкций плавучих доков и других морских сооружений. Э.Н. Гарин впервые (еще в 1970-х годах) на кафедре начал заниматься проблемами автоматизированного проектирования корпусных конструкций. Им подготовлены оригинальные учебные пособия «Поисковые методы в проектировании судовых конструкций, устройств и систем» и «Проектирование конструкций самоподъемных буровых установок», которые не имеют аналогов.

Длительное время на кафедре работал Борис Николаевич Ушаков (1936-?) – специалист в области проектирования судовых устройств транспортных судов, подводных лодок и аппаратов, научный руководитель студенческого конструкторского бюро «Океан». Им была разработана новая дисциплина «Специальные средства освоения океана». Основным направлением научной деятельности Б.Н. Ушакова являлись исследования, связанные с подъемом затонувших объектов.

Доцент Владимир Александрович Курдюмов (1948-1992) являлся достойным продолжателем дел Л.И. Рябова, был прекрасным лектором, известным специалистом в области проектирования конструкции корпуса судна, пользующимся заслуженным уважением представителей судостроительной промышленности, автором ряда научных статей и учебных пособий. Его научные исследования были посвящены разработке норм и требований Правил Регистра СССР к конструкции корпуса ледоколов и судов ледового плавания и послужили основой соответствующих разделов Правил РМРС. Результаты его научных работ остаются актуальными и востребованными и в настоящее время. В своей деятельности В.А. Курдюмов тесно сотрудничал с ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова и ААНИИ.

Доцент Александр Сергеевич Симоненко (1940-2017) – специалист в области конструкции и проектирования судовых устройств, руководитель соответствующего направления на кафедре. Внёс заметный вклад в развитие методов проектирования общесудовых и специальных судовых устройств. В 1974-1975 гг. прошел стажировку в США. С 1975 г. являлся научным руководителем лаборатории Спасательного оборудования судов. Им были разработаны и внедрены в учебный процесс две новые дисциплины «Устройства технических средств освоения океана» и «Устройства буровых установок», подготовлен ряд статей и учебных пособий, два учебника, монография и справочник. Под руководством Александра Сергеевича было защищено несколько кандидатских диссертаций, а также выполнено большое количество научно-исследовательских работ. Возглавлял профильную секцию НТС Регистра.

Из жизни кафедры конструкции судов, начало 1970-х гг. Слева направо: М.И. Крейнин, Л.И. Рябов, Г.И. Седова, М.Н. Александров, В.М. Дмитриев, Ю.А. Смирнов, А.С. Симоненко

Из жизни кафедры конструкции судов, начало 1970-х гг. Слева направо: М.И. Крейнин, Л.И. Рябов, Г.И. Седова, М.Н. Александров, В.М. Дмитриев, Ю.А. Смирнов, А.С. Симоненко

Доцент Леонид Степанович Ситченко (1941-2017) – специалист в области конструкции и проектирования судовых систем, внёсший значительный вклад в становление и развитие лаборатории Судовых систем ЛКИ. Он подготовил и внедрил в учебный процесс две новые дисциплины «Специальные системы технического флота» и «Регламентация морских работ». Автор многочисленных статей, ряда учебных пособий и учебника. Научные интересы Л.С. Ситченко были связаны с проблемами гидравлики и надежности судовых систем, надежности трубопроводных систем гидро - и атомных электростанций. Л.С. Ситченко являлся членом Президиума НТС Российского морского регистра судоходства, возглавлял секцию «Противопожарная защита морских судов», неоднократно проходил на базе РС повышение квалификации.

Сотрудники кафедры, ориентировочно 2000 г. Нижний ряд, слева направо: В.Н. Лазарев, В.Г. Макаров, Л.В. Кушен, А.Л. Васильев, Л.С. Ситченко. Верхний ряд: В.Н. Соколовский, Ю.А. Смирнов, Б.Н. Ушаков, В.Н. Тряскин, А.С. Симоненко, Э.Н. Гарин

Сотрудники кафедры, ориентировочно 2000 г. Нижний ряд, слева направо: В.Н. Лазарев, В.Г. Макаров, Л.В. Кушен, А.Л. Васильев, Л.С. Ситченко. Верхний ряд: В.Н. Соколовский, Ю.А. Смирнов, Б.Н. Ушаков, В.Н. Тряскин, А.С. Симоненко, Э.Н. Гарин

В 2012 году в состав кафедры влилась недолго существовавшая на факультете кафедра Технической эксплуатации и реновации морской техники. В 1995 году основателями кафедры были профессор Георгий Викторович Бавыкин, ставший ее заведующим, и инженер кафедры Теории корабля Василий Константинович Трунин.

Доктор технический наук, профессор Георгий Викторович Бавыкин (1938-2016) – специалист в области технологии судостроения и судоремонта, внедрения модульного принципа в судостроении, организации технической эксплуатации, реновации и сюрвейерского обслуживания морской техники. Автор многочисленных статей.

Для преподавания ряда дисциплин кафедрой технической эксплуатации и реновации морской техники привлекались специалисты из организаций и предприятий в области судоремонта таких, как ЗАО «Канонерский судоремонтный завод», Российский морской регистр судоходства, НИИ «Гипрорыбфлот», АО «51 ЦКТИС», Морская академия им. адм. С.О.Макарова и др.

Кафедра готовила специалистов в области управления системами технической эксплуатации различных функциональных групп морской техники (конструкции, судовые системы и устройства морской техники, энергокомплексы морской техники, судовое механическое оборудование и электрооборудование) и сюрвейерского обслуживания (морское инспектирование) в судоходстве (технический надзор за судами в эксплуатации, контроль грузовых операций в портах, обеспечение безопасности морских грузоперевозок, морское страхование судов и перевозок грузов).

За годы работы кафедры было подготовлено около 450 морских инженеров, работающих в организациях и предприятиях судоремонта, судостроения и сюрвейерского обслуживания в судоходстве. Подготовка специалистов велась и для зарубежных стран (Индии, Эстонии, Эфиопии, Латвии, Литвы, Украины, Казахстана, Азербайджана и др.).

С целью улучшения организации учебного процесса и в связи с решением Ученого совета от 16.04.2012 г. кафедра технической эксплуатации и реновации морской техники была присоединена к кафедре Конструкции судов под общим названием кафедра конструкции и технической эксплуатации судов (приказ ректора К.П.Борисенко № 107 от 24.05.2012 г.).