В.: Какие курсовые проекты и работы мы будем выполнять в ходе обучения по вашей кафедре?
О.: Точный перечень дисциплин, курсовых проектов и работ вы всегда можете посмотреть в своем учебном плане (доступен в системе ИСУ) или в деканате. Самым объёмным курсовым проектом является «Проектирование конструктивного мидель-шпангоута морского судна», он выполняется в течение двух семестров. Это одна из важнейших работ, которую выполняют студенты специальности «Кораблестроение». За два семестра вы должны разработать конструкцию корпуса транспортного судна в средней части, выполнить необходимые расчёты и разработать чертежи. Если продолжать разговор о конструкции корпуса судов, то обычно в начале освоения этой дисциплины мы предлагаем студентам домашнее задание «Архитектурно-конструктивные типы судов»: студенту даются чертежи конструктивного мидель-шпангоута нескольких судов различных типов. Они перечерчиваются, выполняются некоторые разрезы и виды, чертежи защищаются преподавателю с обязательным контролем знания терминов по судовому корпусу. В курсах по конструкции подводных лодок есть соответствующая расчётно-графическая работа. Курсовой проект «Проектирование рулевого устройства морского судна» – работа, выполняемая в рамках дисциплины «Судовые устройства». В курсе «Судовые системы» обычно выполняется работа «Гидравлический расчёт сложного разветвленного трубопровода».
В.: Мне тяжело даётся один из предметов по вашей кафедре. Может ли речь идти о платных дополнительных курсах?
О.: Если вы посещаете занятия, пытаетесь разобраться в практической части курса и у вас остаются вопросы – обязательно задавайте их своему преподавателю или другим сотрудникам с кафедры. Любому интересующемуся человеку, который хочет разобраться в вопросе, мы поможем совершенно бесплатно и никогда не откажем в объяснении (при условии разумного уважения нашего времени). Все преподаватели кафедры довольно занятые и относительно обеспеченные люди, платных курсов для студентов, которые не ходят на занятия, мы не проводим. Вообще мы против любых форм узаконивания взяток и получения оценок путями, не связанными с освоением курса. Если речь идёт о дополнительном образовании (курсы повышения квалификации) – обратитесь в соответствующий отдел, который существует в нашем университете.
В.: Мне интересна и близка научная деятельность. Можно ли поучаствовать в каких-либо работах кафедры?
О.: Как правило, нам сложно предложить какую-то серьёзную и интересную работу тем ребятам, кто только начал изучение дисциплин кафедры. Иногда им можно поручить сбор статистики или какую-то другую, ещё более рутинную обязанность, но в этом случае интерес студента может быстро угаснуть. Таким ребятам мы советуем проявить себя на уровне курсовых проектов и вернуться к разговору о науке позже. В случае, если у такого интересующегося студента имеются навыки работы в современных САПР (хотя бы AutoCAD), и ему хорошо даётся проектирование конструкций корпуса, то под руководством преподавателей кафедры можно заняться созданием трёхмерных моделей и макетов, которые послужат пособием студентам будущих поколений. К нашим НИР мы регулярно привлекаем лучших магистрантов кафедры и выпускников других форм обучения и стараемся оплачивать их труд. В любом случае, мы придерживаемся принципа «студент, не успевающий по учёбе, привлекаться к научным темам не должен». Ребятам, которые склонны к ручному труду, рекомендуем обратиться в СКБ и творческие группы нашего университета, например, коллектив WaterBike SMTU (доцент каф. ПС К.Д. Овчинников), СКБ Л.О.Д.К.А. (доцент кафедры СМК М.Ю. Миронов, заведующий лабораторией кафедры ТК Д.В. Вирцев, старший преподаватель кафедры ГАММА С.И. Чепурко), СКБ при управлении оборонных исследований нашего вуза и т.д.
В.: Как производится выбор выпускающей кафедры и руководителя моей выпускной квалификационной работы?
О.: Сначала объясним с позиции преподавательского состава. У каждого из сотрудников трех основных выпускающих кафедр по специальности «Кораблестроение» (кафедры проектирования судов, кафедры конструкции и технической эксплуатации судов и кафедры технологии судостроения) есть учебная нагрузка. Это документ, в котором отражена вся поручаемая ему педагогическая работа на учебный год. Там, в частности, указано, сколькими обучающимися и из каких групп он должен руководить. Впрочем, составляется этот план заранее, и, как правило, в полной мере реальности может не соответствовать, однако и значительно от него лучше не отступать. Чтобы иметь возможность эффективно руководить дипломниками, имея, разумеется, и другую занятость, желательно, чтобы количество дипломников очной дневной формы у опытного преподавателя одновременно не превышало 5-6 выпускников бакалавриата или специалитета и 2-3 магистрантов (это, впрочем, зависит от степени сложности тем ВКР). При большем количестве уделять дипломникам время становится проблематично. Теперь с позиции студента. Если вы не определитесь с выпускающей кафедрой и руководителем за 3-4 месяца до защиты (в наихудшем случае – до момента подготовки приказа об утверждении тем и руководителей ВКР), то вас «запишут» к кому-то по остаточному принципу на кафедру, где есть «недогруз» по дипломникам. Чтобы этого не произошло, студентам бакалавриата на 6 семестре обучения, а студентам специалитета на 7-8 семестре обучения стоит начать задумываться о выборе выпускающей кафедры. Вы должны понять, что больше интересует вас самих, что интереснее с позиции перспектив вашей работы. Кроме того, роль может сыграть личность преподавателей, которые проводили у вас занятия. Не стесняйтесь спрашивать у преподавателей о перспективах написания ВКР, о возможных темах и т.д. Если вы успеваете по учебе, диплом вполне можно начинать писать (по крайней мере, вникать в тему, читать литературу) за полтора года до его защиты. Октябрь-ноябрь 7 семестра обучения для студентов бакалавриата и 9 семестра обучения для студентов специалитета – желательный срок, когда хорошо бы уже договориться с преподавателем о руководстве ВКР. После того, как договорённость достигнута, вам необходимо записаться. Это означает, что вас должны внести в список, который ведёт каждая выпускающая кафедра и передаёт эти данные в деканат. У нас на кафедре за это отвечает доцент Юрий Александрович Смирнов, найти его можно по расписанию в аудитории Б-207а.
В.: Я раздумываю о выборе выпускающей кафедры. В чём заключается ВКР по кафедре конструкции?
О.: ВКР по нашей кафедре обычно посвящены вопросам проектирования судовых корпусных конструкций, устройств или систем. Если диплом посвящен направлению по конструкции, то обычно необходимо разработать конструкцию корпуса какого-либо судна (обычно мы предоставляем дипломнику общепроектные чертежи реального судна-прототипа): выполнить компоновку конструктивных схем, выбрать материал, выполнить расчёты размеров конструкций по Правилам, разработать необходимые чертежи. Часто, особенно для ВКР бакалавров, работа строится на базе курсового проекта «Проектирование конструктивного мидель-шпангоута морского судна». Это позволяет студентам успеть выполнить ВКР в довольно сжатые сроки. По направлению «судовые устройства» студенту предлагается выполнить конструирование и расчёт либо нескольких общесудовых устройств, либо глубоко разработать вопросы проектирования одного устройства с выполнением подробных чертежей, разработкой смежных конструкций, фундаментов и т.д. По направлению «судовые системы» речь также может идти о проектировании целой группы систем судна или другого инженерного сооружения или об обстоятельной разработке вопросов проектирования какой либо одной системы.
В.: Когда должна быть готова моя выпускная квалификационная работа?
О.: За несколько дней до защиты мы стараемся устраивать предзащиту ВКР (хотя бы силами руководителя). Кроме того, к этому моменту желательно, чтобы работа прошла процедуру проверки на плагиат (лучше оставить дней 5-7 до защиты, чтобы пройти эту процедуру, т.к. часто поток проверяемых работ является чрезмерным, и система работает медленно). По этой причине лучше всего, чтобы за неделю до защиты ВКР уже была полностью готова. Это позволит вам оставить время на подготовку доклада.
В.: Я пишу выпускную работу по вашей кафедре, совсем скоро получу диплом. Могут ли сотрудники кафедры поспособствовать моему трудоустройству?
О.: Довольно часто к нам обращаются наши знакомые из различных судостроительных компаний города (иногда и других городов) с просьбой помочь найти сотрудника из студентов-выпускников. Иногда мы сами обращаемся к этим знакомым с вопросом о вакансии для толковых студентов. Примеров трудоустроенных таким образом выпускников можно назвать немало. В любом случае, мы хотим, чтобы довольны остались все, поэтому рекомендовать кому-то можем только хороших выпускников, которые запомнились отношением к учебе.
Оставить комментарий