Проектирование рулевых устройств современных морских судов, развитие нормативных требований к проектированию судовых устройств

Проектирование рулевых устройств современных морских судов, развитие нормативных требований к проектированию судовых устройств


Вопросы проектирования общесудовых и специальных судовых устройств были заметным направлением исследовательской деятельности кафедры начиная с начала 60-х гг., однако по объективным причинам к середине 90-х соответствующие работы прекратились.

В настоящее время в рамках перспективы восстановления профильной секции научно-технического совета (НТС) Российского морского регистра судоходства планируется возобновление исследовательской работы по направлению «Судовые устройства». За последние годы НИР кафедры по данному направлению ограничивались небольшими консультативными работами. Интерес представляет развитие исследований по моделированию спуска спасательных шлюпок, которые проводились на кафедре в 70-е – 80-е гг.

В 2018 г. в инициативном порядке после консультации с сотрудниками отдела конструкции корпуса и судовых устройств Главного управления РМРС в инициативном порядке на кафедре было выполнено исследование по сопоставлению требований Правил РС и Унифицированных Требований МАКО S10. Сопоставительные расчёты были выполнены для нескольких тестовых судов и показали, что требования Правил РС приводят, в основном, к значительно большим размерам конструкций и деталей устройства:

  • Сопоставительный анализ требований Правил РС и УТ МАКО S10 к размерам деталей рулевых устройств морских судов / К. В. Плотников, Д. С. Долгов // Научно-технический сборник Российского морского регистра судоходства. – 2018. – № 52-53. – С. 57-72.

Развитие данного исследования с применением современных численных методов анализа реализуется в рамках диссертационного исследования аспиранта Д.С. Долгова. Начато исследование напряжённо-деформированного состояния и вибрационных характеристик рулей, размеры которых определены в соответствии с требованиями указанных документов. Для оценки реально возникающих внешних нагрузок совместно с кафедрой ГАММА готовится экспериментальная работа в аэродинамической трубе и расчёты с использованием численных методов гидромеханики (CFD). В планах кафедры использовать результаты данной работы для исследования усталостных явлений в конструкциях и деталях рулевых устройств морских судов, а также при создании специализированных программных средств.