Работы по данному направлению были начаты в 1970-х гг. под руководством к.т.н., доцента Э.Н. Гарина, а с начала 1990-х гг. – под руководством нынешнего зав. кафедрой д.т.н., профессора В.Н. Тряскина.
Специализированные САПР корпусных конструкций, разрабатываемые на кафедре, в общем случае предназначены для решения следующих задач, связанных с проектированием корпусных конструкций:
Научно-исследовательские работы (НИР) кафедры по данному направлению за последние годы:
Краткая характеристика программных продуктов, которые разработаны на кафедре по заказу промышленности, представлена в таблице ниже.
Таблица. Краткое описание разработанных за последние 25 лет в рамках НИР по договорам с промышленностью программ и программных комплексов
ПО |
Заказчик |
Нормативно-техническая база |
Годы |
Основные особенности |
Syscheck Software |
собственная инициатива/ РМРС |
Правила РМРС (новая на тот момент редакция, вступившая в силу в 1999 г.) |
1997-2000 |
геометрическое и конструктивное моделирование конструкций корпуса судна, проверочные расчёты на соответствие требований Правил, определение норм износов и оценка технического состояния по результатам замеров толщин |
Syscheck Dock |
АО «ЦМКБ «Алмаз» |
Правила РМРС (раздел 3.12 Части II) |
2008-2009 |
система, созданная специально для проверки размеров основных корпусных конструкций плавучих стальных доков на предмет соответствия требованиям Правил РМРС |
Syscheck Ship |
РМРС |
Общие Правила МАКО (IACS CSR) по конструкции и прочности навалочных и нефтеналивных судов (ред. 2006 г.) |
2006 -2009 |
геометрическое и конструктивное моделирование конструкций корпуса навалочных судов длиной 90 м и более и нефтеналивных судов длиной 150 м и более, проверочные расчёты на соответствие prescriptive-требований IACS CSR, подготовка стандартной модели в формате .hcm и КЭ-модели для проверочного расчёта прочности в системе FEMAP-NASTRAN |
Ice Star |
Bureau Veritas |
Решение различных задач обеспечения ледовой прочности конструкций корпуса судов ледового и ледоколов на основе физических моделей взаимодействия корпуса судна со льдом |
2009-2013 |
программа для определения нагрузок на корпусные конструкции морских судов при различных сценариях взаимодействия со льдом на основании гидродинамической модели Курдюмова-Хейсина, решение задачи определения безопасных скоростей движения судна в ледовых условиях, определение нагрузок при ударе о кромку айсберга |
ATLAS Prescriptive |
РМРС |
Общие Правила МАКО (IACS CSR-H) по конструкции и прочности навалочных и нефтеналивных судов (гармонизированная редакция 2015 г.) |
2012-2016 |
Геометрическое и конструктивное моделирование конструкций корпуса навалочных судов длиной 90 м и более и нефтеналивных судов длиной 150 м и более, проверочные расчёты на соответствие prescriptive-требований IACS CSR, подготовка стандартной модели в формате *.hcm и передача данных для последующего анализа по МКЭ в системе ATLAS Hull-3D |
ALMAZ-K |
АО «ЦМКБ «Алмаз» |
Правила РМРС 2020 г. для судов разных типов и доков, унифицированные требования МАКО в части общей прочности и устойчивости конструкций контейнеровозов |
2019-2021 |
Специализированная САПР корпусных конструкций морских судов и плавучих доков развитыми возможностями геометрического и конструктивного моделирования корпуса стального морского судна, формирования информации о нагрузке масс, выполнения проверочных расчётов по требованиям Правил и решения ряда проектировочных задач в оптимизационно-поисковой постановке, встроенная система анализа КЭ-моделей корпусных конструкций в балочно-стержневой идеализации, передача информации в систему AVEVA-Marine |
При создании программного обеспечения регулярно разрабатываются оригинальные алгоритмы, связанные с задачами геометрического и конструктивного моделирования корпуса, поиска замкнутых контуров, использованием математических методов оптимизации, решением задач аналитической геометрии и т.д. Подробнее ознакомиться с ними можно в публикациях сотрудников кафедры (см. подраздел «Публикации»). В настоящее время на кафедре развиваются методики автоматизированной подготовки конечно-элементных моделей для верификации размеров конструкций по требованиям правил классификационных обществ, разрабатываются оптимизационно-поисковые алгоритмы проектирования различных конструкций, выполняется анализ проектных решений для улучшения этих алгоритмов.
В конце 2021 г. на кафедре в рамках данного направления запущен проект по новой теме «Создание научных основ и разработка автоматизированных систем инженерного анализа и поддержки принятия решений при проектировании конструкций корпуса современных и перспективных морских судов и морских инженерных сооружений на стадиях концептуального (эскизного) и технического проектов, а также при обеспечении безопасной эксплуатации судов на интенсивном морском волнении и в ледовых условиях». Данные работы выполняются в рамках специальной части программы «Приоритет-2030», в которой участвует СПбГМТУ. Они позволят обобщить весь накопленный опыт кафедры в рамках данного направления, в результате будет создана новая специализированная система автоматизированного проектирования (САПР) для судостроительной промышленности, правообладателем которой станет СПбГМТУ.