Разработка САПР судовых конструкций

Разработка САПР судовых конструкций

Разработка алгоритмов и программного обеспечения проектирования судовых корпусных конструкций с учётом требований современных нормативно-технических документов - это наиболее активное и успешное в последние 15 лет направление кафедры

Работы по данному направлению были начаты в 1970-х гг. под руководством к.т.н., доцента Э.Н. Гарина, а с начала 1990-х гг. – под руководством нынешнего зав. кафедрой д.т.н., профессора В.Н. Тряскина.

Специализированные САПР корпусных конструкций, разрабатываемые на кафедре, в общем случае предназначены для решения следующих задач, связанных с проектированием корпусных конструкций:

  • геометрическое описание формы корпуса судна;
  • геометрическое и топологическое описание внутренних конструкций (второе дно, промежуточные палубы и платформы, поперечные и продольные переборки);
  • описание помещений: геометрия, тип помещения, параметры грузов, специальные параметры для цистерн балласта, запасов и жидких грузов;
  • конструктивное описание корпуса: создание библиотеки проекта по сортаментам и материалам, выделение расчётных районов, создание базы данных по конструкциям различного иерархического уровня (описание листов, балок основного и рамного набора). Визуализация введённых данных в виде схем, растяжек и трёхмерных моделей;
  • формирование данных о нагрузке масс судна в первом приближении, распределение нагрузки по длине, расчёт перерезывающих сил и изгибающих моментов корпуса судна на тихой воде;
    Приложение расчетных нагрузок к модели в ПО ATLAS 3D
  • определение расчётных нагрузок по требованиям Правил или по специальным методикам: волновые изгибающие и скручивающие моменты, перерезывающие силы, давления со стороны моря, перевозимого груза, запасов и балласта, аварийные и испытательные;
  • проверка общей продольной прочности корпуса судна, в т.ч. предельной, и при повреждениях борта и днища, определение характеристик поперечных сечений корпуса судна;
  • проверка соответствия заданных размеров конструкций (толщин листов, профилей балок набора и рёбер жёсткости) требованиям Правил к минимальным толщинам, местной прочности, устойчивости, жесткости;
  • проверка размеров конструкции в районе усилений: ледовых, для восприятия нагрузок от слеминга, при швартовке в море;
  • проверка усталостной долговечности узлов прохода продольных балок основного набора через стенки поперечных рамных связей;
  • подготовка моделей конструкций, идеализируемых в виде статически неопределимых стержневых систем, и анализ их работы по методу конечных элементов;
  • решение проектировочных задач для различных конструкций на основе оптимизационно-поисковых алгоритмов;
  • подготовка пространственных конечно-элементных (КЭ) моделей конструкций в оболочечно-балочной идеализации, их закрепление и нагружение в соответствии с предписаниями Правил, их экспорт в пакеты, реализующие метод конечных элементов (МКЭ);
  • определение нагрузки масс по разделу «Металлический корпус», формирование отчётных документов;
  • экспорт моделей конструкции в «тяжёлые» САПР типа AVEVA-Marine или NAPA, создание файла формата *.hcm – трёхмерной модели корпуса для задач оценки технического состояния конструкций, используемой классификационными обществами;
  • определение нормативов допускаемых остаточных толщин конструкций корпуса по требованиям Правил классификационных освидетельствований судов в эксплуатации, ввод пользователем данных о замерах остаточных толщин, оценка и прогнозирование технического состояния корпуса по специальной методике.

Научно-исследовательские работы (НИР) кафедры по данному направлению за последние годы:

  1. «Разработка методических основ и программного обеспечения систем автоматизированного проектирования конструкций корпуса транспортных и ремонтных плавучих доков», заказчик – ФГУП «ЦМКБ «Алмаз», 2008-2009 гг.
  2. «Разработка программного обеспечения по выполнению расчётов в соответствии с требованиями Гармонизированных Правил МАКО в объёме «Prescriptive Rules» и подготовки данных для расчёта методом конечных элементов (ATLAS)», заказчик – Главное управление РМРС, 2012-2018 гг.
  3. «Проблемы оптимизационно-поискового проектирования корпусных конструкций транспортных судов и надводных кораблей», в рамках гранта СПбГМТУ для поддержки молодых ученых и специалистов, договор № НГ - 17/18 от 02.04.2018 г.
  4. «Разработка методик, алгоритмов и программного обеспечения автоматизированной системы для проектирования конструкций корпуса судов гражданского назначения на основе требований правил Российского морского Регистра судоходства», заказчик – АО «ЦМКБ «Алмаз»,  2019 – 2021 гг.

Краткая характеристика программных продуктов, которые разработаны на кафедре по заказу промышленности, представлена в таблице ниже.

Таблица. Краткое описание разработанных за последние 25 лет в рамках НИР по договорам с промышленностью программ и программных комплексов

 

 ПО

 Заказчик

 Нормативно-техническая база

 Годы

 Основные особенности

Syscheck Software

собственная инициатива/ РМРС

Правила РМРС (новая на тот момент редакция, вступившая в силу в 1999 г.)

1997-2000

геометрическое и конструктивное моделирование конструкций корпуса судна, проверочные расчёты на соответствие требований Правил, определение норм износов и оценка технического состояния по результатам замеров толщин

Syscheck Dock

АО «ЦМКБ «Алмаз»

Правила РМРС (раздел 3.12 Части II)

2008-2009

система, созданная специально для проверки размеров основных корпусных конструкций плавучих стальных доков на предмет соответствия требованиям Правил РМРС

Syscheck Ship

РМРС

Общие Правила МАКО (IACS CSR) по конструкции и прочности навалочных и нефтеналивных судов (ред. 2006 г.)

2006 -2009

геометрическое и конструктивное моделирование конструкций корпуса навалочных судов длиной 90 м и более и нефтеналивных судов длиной 150 м и более, проверочные расчёты на соответствие prescriptive-требований IACS CSR, подготовка стандартной модели в формате .hcm и КЭ-модели для проверочного расчёта прочности в системе FEMAP-NASTRAN

Ice Star

Bureau Veritas

Решение различных задач обеспечения ледовой прочности конструкций корпуса судов ледового и ледоколов на основе физических моделей взаимодействия корпуса судна со льдом

2009-2013

программа для определения нагрузок на корпусные конструкции морских судов при различных сценариях взаимодействия со льдом на основании гидродинамической модели Курдюмова-Хейсина, решение задачи определения безопасных скоростей движения судна в ледовых условиях, определение нагрузок при ударе о кромку айсберга

ATLAS Prescriptive

РМРС

Общие Правила МАКО (IACS CSR-H) по конструкции и прочности навалочных и нефтеналивных судов (гармонизированная редакция 2015 г.)

2012-2016

Геометрическое и конструктивное моделирование конструкций корпуса навалочных судов длиной 90 м и более и нефтеналивных судов длиной 150 м и более, проверочные расчёты на соответствие prescriptive-требований IACS CSR, подготовка стандартной модели в формате *.hcm и передача данных для последующего анализа по МКЭ в системе ATLAS Hull-3D

ALMAZ-K

АО «ЦМКБ «Алмаз»

Правила РМРС 2020 г. для судов разных типов и доков, унифицированные требования МАКО в части общей прочности и устойчивости конструкций  контейнеровозов

2019-2021

Специализированная САПР корпусных конструкций морских судов и плавучих доков развитыми возможностями геометрического и конструктивного моделирования корпуса стального морского судна, формирования информации о нагрузке масс, выполнения проверочных расчётов по требованиям Правил и решения ряда проектировочных задач в оптимизационно-поисковой постановке, встроенная система анализа КЭ-моделей корпусных конструкций в балочно-стержневой идеализации, передача информации в систему AVEVA-Marine

При создании программного обеспечения регулярно разрабатываются оригинальные алгоритмы, связанные с задачами геометрического и конструктивного моделирования корпуса, поиска замкнутых контуров, использованием математических методов оптимизации, решением задач аналитической геометрии и т.д. Подробнее ознакомиться с ними можно в публикациях сотрудников кафедры (см. подраздел «Публикации»). В настоящее время на кафедре развиваются методики автоматизированной подготовки конечно-элементных моделей для верификации размеров конструкций по требованиям правил классификационных обществ, разрабатываются оптимизационно-поисковые алгоритмы проектирования различных конструкций, выполняется анализ проектных решений для улучшения этих алгоритмов.

В конце 2021 г. на кафедре в рамках данного направления запущен проект по новой теме «Создание научных основ и разработка автоматизированных систем инженерного анализа и поддержки принятия решений при проектировании конструкций корпуса современных и перспективных морских судов и морских инженерных сооружений на стадиях концептуального (эскизного) и технического проектов, а также при обеспечении безопасной эксплуатации судов на интенсивном морском волнении и в ледовых условиях». Данные работы выполняются в рамках специальной части программы «Приоритет-2030», в которой участвует СПбГМТУ. Они позволят обобщить весь накопленный опыт кафедры в рамках данного направления, в результате будет создана новая специализированная система автоматизированного проектирования (САПР) для судостроительной промышленности, правообладателем которой станет СПбГМТУ.